Наш детский сад > Если завтра в школу

 
   
 
 

Если завтра в школу

   Готов ли ваш ребёнок к школе: психологические аспекты

Уже скоро начнётся  тревожная и суетливая пора поступления в школу. Но все ли мы верно и точно понимаем, каким должно быть развитие ребёнка для того , чтобы он был успешен в школе, чтобы педагоги, психологи и логопеды сочли его готовым к обучению в первом классе. Давайте  обратимся к понятию "психологическая готовность ребёнка к обучению в школе".

   Основные показатели психологической готовности ребёнка к школе

  • Интеллектуальная готовность ребёнка
  • Личностная готовность
  • Социально-психологическая (коммуникативная) готовность 

Суть психологической готовности ребёнка к школе состоит в определенной системе требований, которые будут предъявлены ребёнку во время учебы. Очень важно, чтобы малыш был способен справиться с ними, поэтому нельзя забывать о физиологической готовности детей к школе.

 Обучение в школе требует от ребёнка напряженных физических сил. И если у него не первая группа здоровья, то стоит тщательно продумать выбор программы школьного обучения, кружков и студий дополнительного образования для ребёнка.

 Школьное обучение в качестве необходимой предпосылки требует зрелости определённых психических функций (памяти, внимания, мышления). Даже малыши могут долго заниматься тем, что им нравиться, что их привлекает, а вот выполнение неинтересной работы даже у первоклассников получается с трудом. Согласитесь, что на уроке не всегда интересно и увлекательно. Поэтому внимание ребёнка должно контролироваться с помощью волевого усилия. У будущего первоклассника должна быть развита речевая и зрительная память. Если ученик имеет малый объём памяти, то информация будет усваиваться не полностью. Однако память можно и нужно развивать, соединяя его с мышлением, иначе осмысленное запоминание заменит зубрежка. Ребёнок должен сначала понять учебный материал, выделить в нём главное, найти закономерности, проанализировать и обобщить информацию, а уже после этого запомнить.

  У ребёнка должна быть сформирована координация глаз и тонких движений руки. Эта способность обеспечит ребёнку успешное выполнение заданий по переписыванию с учебника или классной доски. Нужно научить ребёнка не только штриховать, раскрашивать и рисовать, а переписывать и перерисовывать что-то , глядя на образец.

  Первоклассник должен обладать также навыками учебной деятельности, уметь идентифицировать себя с классом (реагировать, когда нет личного обращения), работать по словесной инструкции, строить внутренний план умственных действий. Развивать эти навыки помогут пребывание в детском саду, занятия в различных кружках и секциях.

Личностная готовность ребёнка к школе состоит в умении и способности контактировать с одноклассниками и учителями. Умение ребёнка общаться с ровесниками, действовать вместе с другими, уступать, подчиняться при необходимости, избегать конфликта - качества, которые обеспечат ему безболезненную адаптацию к новому социальному окружению. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.

  Ребёнок  на пороге школы должен быть готов к принятию для себя роли школьника, имеющего свои права и обязанности. У ребёнка со сформировавшейся позицией школьника вся учебная деятельность, отношение к учителю, одноклассникам и самому себе положительно окрашены. Окружающим взрослым необходимо развивать чувство гордости за то, что он школьник, который уже многое знает и может справиться со всеми трудностями  и всё преодолеть.

   В ребёнке нужно поддерживать желание идти в школу, учиться и получать знания и умения, которые ему обязательно пригодятся. Хорошо, если у будущего первоклассника сформирован учебный или социальный мотив учения, то есть он хочет в школу, чтобы узнать новое, стать образованным.

  До школы у ребёнка нужно сформировать коммуникативные качества, благодаря которым он сможет найти друзей в новом коллективе: способность устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, умение слушать собеседника и эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации мирным путём, участвовать  в коллективных формах деятельности.

   По отношению к учителю первоклассник должен проявлять уважение, устанавливать контакты на уроке и вне его. При этом от ученика требуются соблюдение общепринятых норм и правил поведения, контроль за своими поведенческими реакциями и эмоциями. У ребёнка должны быть сформированы качества, благодаря которым он сможет осуществить эффективное взаимодействие: дружелюбие, внимание, активность, доброта, честность, взаимовыручка, понимание чувств собеседника.

                                          Режим  будущего  первоклассника

   Дошкольный возраст - это важный период, когда формируется личность ребёнка и закладываются основы детского здоровья. Предпосылками нормального роста и развития являются рациональный режим дня, питание, оптимальные условия окружающей среды, физическое воспитание. Соблюдение правильного режима способствует уравновешенному состоянию ребёнка, создаёт благоприятные условия для физического и психического развития.

   Сон ребёнка должен быть полноценным, что способствует восстановлению сил, а также обеспечивает активную бодрость.

Прогулка является средством укрепления здоровья и профилактики переутомления. Пребывание на свежем воздухе хорошо  влияет на  обмен  веществ, повышает аппетит, обладает закаливающим эффектом.

Систематические занятия физкультурой положительно влияют на процессы роста и развития детского организма, увеличивают биологический резерв организма.

 

 

                                            ГОТОВНОСТЬ    К        ШКОЛЕ

Поступление в школу - переломный момент в жизни ребёнка. Отличительная особенность положения ученика, школьника состоит в том, что его учёба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За неё он несёт ответственность перед учителем, школой, семьёй. Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил. Её основным содержанием становится усвоение знаний, общих для всех детей.

Совершенно особый тип взаимоотношений складывается между учителем и учеником. Учитель не просто взрослый, который вызывает симпатию или антипатию у ребёнка. Он является  официальным носителем  общественных требований к ребёнку. Оценка, которую ученик получает на уроке, - не выражение личного отношения к ребёнку, а объективная мера его знаний, выполнения им учебных обязанностей. Плохую оценку нельзя компенсировать ни послушанием, ни раскаянием.

Взаимоотношения детей в классе тоже отличаются от тех, которые складываются в игре. Главным мерилом, определяющим положение ребёнка в группе сверстников, становится оценка учителя, успехи в учёбе. Вместе с тем, совместное участие в обязательной деятельности порождает новый тип взаимоотношений, строящихся на общей ответственности.

 Усвоение знаний и перестройка, изменение самого себя становится единственной учебной целью. Знания и учебные действия усваиваются не только для настоящего времени , но и для будущего, впрок. Если прежде начальное обучение представляло собой подготовительную ступень к систематическому усвоению основ наук, то теперь оно превращается в исходное звено такого усвоения, которое начинается с первого класса.

Основная форма организации учебной деятельности детей - урок, на котором время рассчитано до минуты. На уроке всем детям необходимо следить за указаниями учителя, чётко их выполнять, не отвлекаться и не заниматься посторонним делом. Все эти требования касаются развития разных сторон личности, психических качеств, знаний и умений.

Ученик должен ответственно относиться к учёбе, сознавать их общественную значимость, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни. Для успешной учёбы ему необходимо иметь развитые  познавательные интересы, достаточно широкий умственный кругозор.

Ученику необходим тот комплекс качеств, который организует умение учиться. Сюда входит понимание смысла учебных задач, их отличия от практических, осознание способов выполнения действий, навыки самоконтроля и самооценки.

Важная сторона психологической готовности к школе - достаточный уровень волевого развития ребёнка. У разных детей этот уровень оказывается различным, но типической чертой, отличающей 6-7-летних детей, является соподчинение мотивов, которое дает ребёнку возможность управлять своим поведением и которое необходимо для того, чтобы сразу же, придя в первый класс, включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.

Что касается произвольности познавательной деятельности, то она, хотя и начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу ещё не достигает полного развития: ребёнку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объёму материал.

 Обучение в начальной школе учитывает эти особенности детей и строится так, что требования к произвольности их познавательной деятельности возрастают постепенно, по мере того как в самом процессе учения происходит её совершенствование.

 Готовность ребёнка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребёнку, поступающему в 1 класс, необходим известный запас знаний об окружающем мире: о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других сторонах общественной жизни, о том, "что такое хорошо и что такое плохо", то есть о моральных нормах поведения. Но важен не столько объём этих знаний, сколько их качество - степень правильности, чёткости и обобщённости сложившихся в дошкольном детстве представлений.

Мы уже знаем, что образное мышление старшего дошкольника даёт достаточно богатые возможности для усвоения  обобщенных знаний, и при хорошо организованном обучении дети овладевают представлениями, отображающими существенные закономерности явлений, относящихся к разным областям действительности. Такие представления - наиболее важное приобретение, которое поможет ребёнку перейти в школе к усвоению  научных знаний. Вполне достаточно, если в итоге дошкольного обучения ребёнок познакомиться с теми областями и сторонами явлений, которые служат предметом изучения разных наук, начнёт их выделять, отличать живое от неживого, растения от животных, природное от созданного руками человека, вредное от полезного. Систематическое ознакомление с каждой областью знаний, усвоение систем научных понятий - дело будущего.

 

            ТЕСТЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ВЫЯВИТЬ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА  К  ШКОЛЕ

Зачитайте ребёнку следующие утверждения и спросите его, согласен ли он с ними или нет. За каждый  утвердительный ответ поставьте один балл.

  1. В школе у меня будет много новых друзей.
  2. Мне очень интересно, какие в школе уроки.
  3. Я хочу дружить со всеми одноклассниками.
  4. Я хочу, чтобы уроки были дольше, чем перемены.
  5. Интересно, как выглядит классная комната.
  6. Я обязательно буду учиться хорошо.
  7. Каникулы - это самое лучшее время в школьной жизни.
  8. Я думаю, в школе интереснее, чем в детском саду.
  9. Я хочу скорее пойти в школу, ведь многие мои друзья - первоклассники.
  10. Если бы было можно, я бы пошёл в школу уже год назад.

Подсчитайте результаты.

Если ваш ребёнок набрал от одного до трёх баллов, то стоит призадуматься. Ваш ребёнок вовсе не горит желанием идти в школу. Ему и без неё хорошо.

От четырёх до восьми баллов - хороший результат. Ваш малыш хочет в школу. Но важн7о определить, что для него важнее: внешняя сторона или внутреннее содержание; что его больше интересует - новые друзья или сами уроки.

Если больше получено  утвердительных ответов по первой части текста, то ребёнок несколько идеализирует школу, он ещё не совсем готов к трудностям школьных будней. Если же больше положительных ответов во второй половине, то ваш малыш вполне представляет для чего ходят в школу, а повседневная школьная жизнь пока не вызывает у него неприязни.

Девять-десять баллов - отличный результат! Ваш малыш хочет идти в школу, и желание его вполне осознанно. Может быть, он сохранит своё отношение к школе на протяжении всего школьного обучения.

Возможно результат теста не оправдал ваших ожиданий, и вы увидели, что ваш малыш пока ещё не совсем готов идти в школу. Не огорчайтесь ведь не все дети обязательно должны хотеть учиться. Важно заинтересовать малыша, показать ему, что в школе может быть очень интересно. 

Причём нужно обращать внимание ребёнка не только на то, что в школе у него  будет много новых друзей и он весело будет проводить каникулы. Покажите ему, что учёба - это весьма занимательное занятие само по себе. Объясните, что в школе он узнает много нового и интересного. Уделяйте больше внимания школьной подготовке. Систематически выполняйте различные упражнения на тренировку необходимых качеств, на получение новых знаний. Занятия с мамой, папой или бабушкой, особенно в игровой форме, должны вызвать у ребёнка интерес. Больше времени проводите с малышом, рассказывайте ему о школе, но не приукрашивайте. Он должен усвоить, что в школе учиться хотя и нелегко, но интересно.

 

                                ДЛЯ        РОДИТЕЛЕЙ  БУДУЩИХ   ПЕРВОКЛАССНИКОВ

В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа - это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо , поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его  - вполне реальная задача.

В школе детей ждёт непривычная, интересная, но очень нелёгкая работа. Она связана не только с чисто физическими усилиями (нужно высидеть длинный 35-минутный урок), но и с большим нервным напряжением. Ведь обучение требует определённого темпа усвоения программного материала и направлено на развитие сложной мыслительной деятельности.

Большинство первоклассников успешно овладевают школьной программой, но для части детей радость жизни в школе омрачается неудачами. Они не в состоянии спокойно высидеть урок и сосредоточенно заниматься; очень скоро начинают вертеться, отвлекаться. Невнимательно слушая объяснения учителя, ребята недостаточно хорошо и полно осмысливают преподносимый на уроке материал. В результате учебная "задолженность" с каждым днём становится всё больше и больше. Не справляясь с нагрузкой, постоянно испытывая неудачи , дети теряют интерес к учёбе. Это может даже стать причиной формирования отрицательного отношения к школе, нежелания учиться.

Особенно трудными бывают первые дни ( а для части детей даже первые месяцы) пребывания в школе: в это время происходит сложный процесс приспособления ( адаптации) к новым условиям. Для периода адаптации характерны изменения в поведении: нарушается сон, аппетит, наблюдаются повышенная раздражительность, замкнутость. плаксивость, несвойственное ребёнку многословие или , наоборот, молчаливость и др. Это всё внешние проявления крайнего нервного напряжения, которые со временем проходят. Дети привыкают к ритму школьной жизни, меньше устают; возвращается хорошее ровное настроение, они охотно общаются с родителями и сверстниками, появляется готовность выполнить поручения, выходящие за рамки учёбы.

Так проходит процесс приспособления к школе у большинства детей. Но для части первоклассников привыкание к новым условиям оказывается непосильной задачей: они часто или длительно болеют, а заболевания ещё больше ослабляют их организм.

Почему так по-разному дети реагируют на начальный этап обучения? Вопрос сложный. Среди ряда причин, обуславливающих особенности приспособления разных детей к школе, первостепенное значение имеют состояние здоровья, уровень биологической зрелости, а так же развитие тех умений и действий, которые необходимы для процесса обучения.

Отсюда следует вывод: ребёнка нужно обязательно готовить к обучению в школе. Такая подготовка включает и укрепление здоровья, и своевременное приобретение детьми необходимых для обучения навыков. Залог успеха - объединение усилий врачей-педиатров, родителей и воспитателей.

Таким образом, первая забота родителей будущих первоклассников - проведение своевременного и полного медицинского осмотра ребёнка, а затем выполнение всех назначений врача.

Данные медицинских осмотров являются основой для определения готовности ребёнка к обучению в школе. Дети здоровые, физически выносливые, с нормальным физическим развитием, с высокой сопротивляемостью (редко, нетяжело и недлительно болеют) легко переносят адаптацию, без затруднений справляются с учебной нагрузкой. Ослабленность  организма, частые заболевания, хронические болезни - вот фактор риска в отношении готовности ребенка к поступлению в школу. К этой группе относят также детей , биологический уровень зрелости которых отстаёт от возрастного. Окончательно вопрос о возможности начать обучение в школе с 6 лет решает врач. И если, по его заключению, надо год подождать, родителям не следует добиваться пересмотра этого решения.

 

 

 

 

 

 

 

Официальный сайт МДОУ Детский сад Улыбка Селижаровского района Тверской области